Метеоплощадки для детей

Метеоплощадки для детей

Содержание:

  1. Что такое метеоплощадка?
  2. Как организовать метеоплощадку?
  3. Основное оборудование, необходимое для работы метеоплощадки
  4. Основные принципы в организации работы на метеоплощадке
  5. Как ухаживать за метеоплощадкой?
  6. Чем полезны занятия на метеоплощадке?

Ухудшение экологической обстановки на планете является очень актуальным вопросом. Поэтому сегодня большое внимание стали уделять экологическому образованию детей с раннего возраста. Изучение экологии с дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в дальнейшем поможет ребенку получить познавательное развитие, сформировать моральные качества и грамотное экологическое поведение. Правильное воспитание в сфере экологии поможет дошкольникам познать живой мир, рядом с которым находится ребенок, проследить схему взаимосвязей в окружающем мире и научиться взаимодействовать с ними.

Что такое метеоплощадка?

Одна из возможностей полезного экологического развития детей и приобщения их к природе в детском саду является создание метеоплощадки.

Метеоплощадка представляет собой определенный участок местности, находящийся на участке детского сада, с установленным метеорологическим оборудованием для прогнозирования погоды.

Основные задачи, которые необходимо выполнить в процессе занятий с детьми на метеоплощадке являются:

  • Ознакомить детей с устройством метеоплощадки и имеющимися приборами.
  • Обучить детей определять показания приборов.
  • Сформировать у детей понятие зависимости климата от Солнца.
  • Сформировать понимание о значении погоды в жизни людей, растений и животного мира.
  • Сформировать понятие о частях света.
  • Ознакомить детей с существованием профессии гидрометеоролога.

При грамотной и продуманной организации метеоплощадки экологическое воспитание детей будет полезным и познавательным.

Как организовать метеоплощадку?

  1. Располагать метеоплощадку необходимо на открытом участке местности. Желательно, чтобы вблизи отсутствовали высокие деревья и строения. Примерная площадь площадки должна составлять 30 м2.
  2. Вход на метеоплощадку должен располагаться с северной стороны.
  3. Форма площадки должна быть квадратная и иметь невысокую ограду.
  4. Для комфортного размещения детей необходимо наличие стола и скамейки.
  5. Специальное оборудование должно быть размещено компактно и доступно.
  6. Передвигаться по метеоплощадке необходимо по специальным дорожкам. В ширину они должны составлять 40-50 см.

Основное оборудование, необходимое для работы метеоплощадки.


Приборы для наблюдения за ветром.

К ним относятся:

  • Флюгер — необходим для определения направления ветра. В его конструкцию входит вертикальный шест и подвижная часть — флюгарка, которая вращаясь, устанавливается по ветру таким образом, что ее стрелки указывают направление ветра.
  • Ветряной рукав — необходим для определения силы ветра. Чем сильнее ветер, тем сильнее вытягивается и рукав.

Приборы для измерения температуры воздуха.

Основным требованием размещения термометра является его установка в специальной защитной будке. Будка изготавливается таким образом, чтобы стены напоминали жалюзи. Также должен быть пол, потолок и крыша. Она должна быть хорошо укреплена и не колебаться при порывах ветра.

Термометр — необходим для определения температуры воздуха. В его комплектацию входит шкала и стеклянная трубка с красной жидкостью. Шкала имеет деления, соответствующие одному градусу. Цифры, находящиеся рядом с делениями, указывают на число градусов. Между градусами тепла и холода находится отметка ноль. От этой отметки и ведется отсчет температуры. Конец столбика с окрашенной жидкостью указывает на число градусов.

Приборы для измерения осадков.

  • Высоту снежного покрова определяют путем его измерения с помощью снегомерной рейки. Она деревянная, длиной не больше двух метров. Рейка должна быть покрашена белой краской и иметь измерительную шкалу.
  • Определить уровень осадков можно используя приборы из подручных материалов, изготовленных вместе с детьми. На специальном кронштейне можно установить дождемер. Изготовить его можно из обычной пластиковой бутылки, разрезав ее пополам. На стенки нанести измерительную шкалу. Дождемер поможет узнать количество осадков, выпавших за интересующий период.

Приборы для измерения влажности.

Гигрометр — с помощью него определяется влажность воздуха. В качестве такого прибора можно использовать обычную сосновую шишку. При сухом воздухе — она раскрывается, при влажном — раскрывается.

Приборы для измерения атмосферного давления.

Барометр — реагирует на изменение атмосферного давления. По внешнему виду напоминает часы. Он имеет циферблат и малоподвижную стрелку, которая соответствует цифре «754». Вторая стрелка является контрольной. Она служит для отметки передвижения первой.

Приборы определения времени с помощью солнца.

Солнечные часы — служат для определения времени по движению длины тени от стрелки. Они располагаются горизонтально, а стрелка размещается перпендикулярно относительно циферблата.

Приборы для наблюдения за облаками.

«Ловец облаков» - прибор, формирующий у детей процесс образования облаков в природе и их разнообразии. Сравнивая их, дети учатся сопоставлять имеющиеся и полученные данные и прогнозировать погоду на небольшой период.

Оборудование, необходимое для фиксации наблюдений.

  • Визуализатор погоды — представляет собой панель, на которой происходит регистрация наблюдений. С одной стороны ставятся отметки о днях недели, температуре воздуха, состоянии облачности и погоды. А с другой стороны отмечают время года, месяц, фазы луны, направление ветра.
  • Магнитно-маркерный стенд — позволяет ежедневно вести отметки прогноза погоды с помощью мела.
  • Стол для экспериментирования — служит для проведения экспериментов непосредственно на площадке.

Следует отметить, что в предсказании погоды могут помочь некоторые виды растений и деревьев, которые являются своего рода барометрами.

Как происходит процесс наблюдения за погодой?

Наблюдения за погодой на метеоплощадке проводятся каждый день. Причем, должна соблюдаться определенная последовательность наблюдений.

  1. В первую очередь измеряют температуру воздуха.
  2. При помощи дождемера замеряют количество осадков. Если на улице зимний период, то замеряют высоту снежного покрова, используя снегомерную рейку.
  3. Фиксируют показания барометра.
  4. Определяют скорость и силу ветра при помощи флюгера и ветряного рукава, зафиксировав показания в журнале.
  5. Полученные данные размещаются на стенде.
  6. На их основе составляется прогноз погоды на предстоящий день и сообщается другим группам.

Основные принципы в организации работы на метеоплощадке.

Правильно организованный процесс работы на метеоплощадке должен соответствовать следующим принципам:

  • Изучение материала должно происходить поэтапно. На первых занятиях рекомендуется знакомиться с одним и двумя приборами и способами их взаимосвязи со природой. В дальнейшем постепенно увеличивать количество объектов и механизмов.
  • Познавательное продвижение детей также должно происходить постепенно. Изучение отдельных явлений со временем должно преобразоваться в полноценное представление природных явлений.
  • Использование в работе с детьми различных видов практической деятельности. Здесь необходимо включить в программу различные эксперименты и опыты. Детям рекомендуется давать задания по изготовлению рисунков, каких-либо предметов и игрушек из природного материала. Все это должно основываться на полученных впечатлениях от изученного материала.
  • Организация работы и подача познавательного материала должны вызывать у детей только положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства.

Как ухаживать за метеоплощадкой?

  1. Метеоплощадку необходимо содержать в чистоте. На оборудовании и приборах должна отсутствовать грязь и пыль. Не допускается присутствие на площадке различного мусора.
  2. Если на площадке имеется сильный травяной покров, то необходимо его скашивать и постригать на уровне не выше 20 см.
  3. Зимой необходимо сохранить естественное состояние снежного покрова.
  4. Очищать крышу и стенки психометрической будки от снега необходимо до проведения занятий.
  5. Стенки психометрической будки должны очищаться от пыли по мере загрязнения.

Чем полезны занятия на метеоплощадке?

Реализовав программу по установлению метеоплощадки в дошкольном образовательном учреждении, несомненно, внесет огромный вклад в экологическое воспитание дошкольников. Благодаря площадке, обычные наблюдения за погодой станут более увлекательными для всех. Дети узнают подробнее о приборах, используемых в метеорологии, необходимых для определения характеристик погоды и как ими пользоваться. В процессе игровых занятий, экскурсий и экспериментов дети проявляют свои исследовательские качества, умение анализировать и обобщать. Размещение в детских садах метеоплощадки будет очень полезно и интересно детям для их эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.