Методика Монтессори: суть и что это такое?

Методика Монтессори: суть и что это такое?

Содержание:

  1. Основной смысл
  2. Главные принципы Монтессори – что это за методика
  3. Преимущества системы
  4. Недостатки системы
  5. С какого возраста начинать
  6. Дошкольное образование
  7. Школьное образование
  8. В домашних условиях

Методика Монтессори была разработана еще в начале двадцатого века и названа по имени ее автора – итальянского врача Марии Монтессори. Она оказалась настоящим прорывом в педагогике тогда, и остается востребованной по сегодняшний день. Но с чем связана такая популярность этой методики, и в чем заключается суть данной образовательной системы?

Основной смысл

Мария Монтессори, будучи одновременно врачом и педагогом, была уверена, что ребенка нужно не только обучать жизненно важным навыкам, но и стараться раскрыть его таланты и потенциальные возможности. А сделать это можно, только если предоставить свободу, и позволить выбирать интересный ему род деятельности. Однако это не значит, что ребенок остается без контроля: среда для его выбора должна быть продуманной и организованной.

И задача педагога в методике Монтессори заключается именно в том, чтобы помочь детям осознать свои истинные интересы, предложить им подходящий для этого вид активности, и помочь, если в этом возникнет потребность. А необходимые практические навыки дети получат естественным путем, так как условия будут соответствовать их периоду развития.

При этом метод Марии Монтессори подразумевает целую классификацию таких периодов – в системе они называются сензитивными. В их основе лежит теория о том, что у ребенка получается усваивать разные навыки с разной эффективностью – в том или ином возрасте.

Сензитивные периоды развития

Возраст Предпочтительный для развития навык
0-3 года период восприятия порядка, обучение поддержанию порядка в личных вещах
0-5,5 лет период сенсорного развития, акцент на том, чтобы активно трогать, слушать, нюхать и смотреть
0-6 лет период речевого развития, овладение родным и другими языками, а после 5 лет – письмом
1-4 года двигательный период, обучение контролю над своим телом и его движениями
1,5-4,5 года период развития мелкой моторики
2,5-6 лет период формирования социальных навыков

Но эти периоды не являются строго установленными – методика Монтессори строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку, поэтому границы смещаются в зависимости от конкретных особенностей детей. Однако остается крайне важным определить, на каком именно сензитивном периоде находится ребенок – иначе время на формирование важного навыка будет упущено и в дальнейшем на его развитие уйдет значительно больше усилий.

Главные принципы Монтессори – что это за методика

Ключевое правило системы Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому». И именно из него вытекают остальные основополагающие моменты:

  1. Раннее развитие. Даже младенец, полностью зависящий от своих родителей, уже пытается что-то делать самостоятельно, и даже может осваивать новые навыки. А это значит, что и развитие ребенка нужно начинать как можно раньше.
  2. Свобода выбора. Только ребенок должен решать, какая зона в детском саду самая интересная для него, и где именно он хочет заниматься.
  3. Подготовленная среда. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно организовать пространство для своей деятельности, в детском саду должно быть несколько зон с необходимыми для этого материалами.
  4. Самостоятельность. Занятия детей не заканчиваются организацией их деятельности – они должны еще и убирать пространство за собой, а также обсуждать с другими детьми в группе, кто и когда будет пользоваться теми или иными материалами.
  5. Вспомогательная роль педагога и воспитателя. Они только наблюдают за детьми со стороны и заботятся об их безопасности, а также помогают организовать процессы.
  6. Отсутствие наказаний, а также критики и поощрений. Упор сделан на внутреннюю мотивацию ребенка, которая должна быть достаточно сильной для того чтобы еще и хотеть исправлять свои ошибки, а не просто делать то, что нравится. Поощрения же только учат детей сравнивать себя с другими, и в итоге занижают самооценку.
  7. Наличие правил. Работа в классе должна быть организованной и слаженной, а для этого нужно соблюдать порядок, не шуметь и не мешать другим, ожидать очереди на необходимую вещь, и убирать за собой, чтобы не причинять никому неудобств.
  8. Разновозрастные группы. Разница между детьми в группах Монтессори составляет от года до трех лет. Это формирует необходимые социальные навыки, а также учит детей терпению, ответственности и взаимопомощи.

Таким образом, суть методики Монтессори можно свести к тому, чтобы обеспечить детям максимум свободы и самостоятельного выбора, и при этом заботиться об их безопасности.


Преимущества системы

Детские сады, работающие по методике Марии Монтессори, открыты по всему миру, и у них есть миллионы поклонников, включая британского принца Уильяма и его супругу. А причинами такой популярности является то, что:

  • дети, которые воспитываются таким образом, вырастают самостоятельными и для них не требуется специально организовывать досуг – они самодостаточны и могут сами занять свое свободное время, а также хорошо справляются с обязанностями;
  • у таких детей не бывает проблем с учебой в школе – они легко впитывают знания;
  • отсутствие конкуренции с другими детьми приводит к тому, что такой ребенок не концентрируется на оценках, а по-настоящему погружается в процесс познания, и в конечном итоге это еще лучше сказывается на его результатах;
  • у детей развивается чувство ответственности – за свой выбор, свои действия и т.д.

А также дети, воспитанные по методике Монтессори, спокойно исправляют свои ошибки.

Недостатки системы

Несмотря на все очевидные плюсы, сторонники традиционного воспитания отмечают, что Мария Монтессори допустила ряд серьезных ошибок:

  • упор на развитие интеллекта ребенка мешает его полноценному развитию с других сторон – физической, творческой и социальной;
  • ребенку, воспитывавшемуся в группе Монтессори, сложно адаптироваться в классе со стандартными правилами – домашними заданиями, оценками и т.д.;
  • стоимость обучения в таких детских садах делает их доступными не для всех.

Следовательно, методика Монтессори делает детей избранными и оторванными от других сверстников, что в конечном итоге может весьма негативно сказаться на их социализации.

С какого возраста начинать

Считается, что образовательный процесс такого типа лучше начинать как можно раньше, и начинать именно с него, а не приходить в детский сад или класс Монтессори уже после обычных дошкольных либо школьных учреждений. В таком случае у ребенка возникнут сложности как с адаптацией к новой методике, так и с достижением нужных результатов.

Обычно занятия в детских садах, работающих по системе Монтессори, начинаются уже с 8 месяцев, и в таких группах неполного дня находятся мамы с малышами до трех лет. Но наиболее популярными остаются группы, предназначенные для детей в возрасте 3-6 лет.

Как правило, дети легко воспринимают эту систему и чувствуют себя в ней комфортно, но для некоторых родителей она в итоге оказывается неподходящей. И если для семьи важна именно традиционная дисциплинарная система с оценками, критикой и поощрениями, то от методики Монтессори лучше отказаться, чтобы не создавать ненужных противоречий.

Дошкольное образование

Основанные на системе Монтессори детские сады работают в России по ряду стандартов:

  • 15-25 детей в группе + 2 педагога на группу;
  • отсутствие обычных игрушек – только материалы, которые одобрены ассоциацией Монтессори;
  • недопустимость использования предметов быта (типа ложек и тарелок) для игр – на их основе, а также на предметах для уборки, ребенок должен осваивать бытовые и необходимые для жизни навыки;
  • обязательное поддержание порядка при помощи ребенка;
  • нахождение всех игровых наборов на доступном для взгляда детей уровне – речь о попытках спрятать эти наборы, чтобы найти их в игровом формате, не идет;
  • четкое расписание прогулок, приемов пищи и сна;

Также в детских садах Монтессори проводится ежедневный ритуал под названием «Круг». Во время него дети усаживаются в круг, и делятся друг с другом интересной информацией о том, как прошел их день. При этом педагоги могут рассказывать им о правилах, либо же презентовать новый материал. Это необходимо, чтобы компенсировать нехватку общения.

Школьное образование

Основным отличием монтессори-школ является то, что это всегда семейные или частные школы для детей до 12 лет. Есть несколько примеров школ полного цикла, но они редки.

По сути, это продолжение того же детского сада – учебный класс также поделен на зоны, и дети сами выбирают ту деятельность, которой будут заниматься. Но зоны присутствуют другие – например, «уголки» геометрии, английского языка, литературы и т.д. Кроме того, уже присутствуют не только материалы системы Монтессори, но и стандартные учебники.

Ученики в таких школах тоже пишут всероссийские проверочные работы, сдают экзамены и работают над различными учебными проектами – пишут доклады, проходят тесты и т.д.

Но есть и существенные отличия:

  • нет привычной системы классов – вместо них ступени для разных групп возрастов;
  • презентация материалов проходит не перед всем классом, а только перед теми, кто тоже заинтересован этой темой;
  • каждый ученик ежедневно сам планирует свою образовательную деятельность, и в конце учебного дня обсуждает с педагогом, что у него удалось, а что нет;
  • учебная деятельность проходит периодами по 3 академических часа;
  • классов по предметам нет, но есть дополнительные курсы по разным дисциплинам.

При этом качество образования в монтессори-школе соответствует федеральным нормам.

В домашних условиях

Заинтересованные системой Монтессори родители могут попробовать создать подобную среду и у себя дома – особенно это актуально в тех ситуациях, когда нет доступа к школе или детскому саду. Главные принципы домашнего образования в данном случае похожи:

  1. Невмешательство. Нужно позволить ребенку делать то, что нравится ему – только в разумных пределах, и игры с горячим чайником или ножом не подразумеваются.
  2. Создание развивающей среды. По возможности необходимо зонировать комнату, а если этого не позволяет площадь, то хотя бы разложить игровые материалы таким образом, чтобы они различались по навыкам и находились на уровне глаз ребенка.
  3. Установка правил и графика. Ребенок должен убирать за собой игрушки после игр, мыть руки перед едой и после прогулки, ложиться спать в одно и то же время и др.
  4. Отсутствие необязательных запретов. Развитие ребенка невозможно без познания мира через ощущения – он должен трогать, пробовать, нюхать и т.д. Поэтому, если какая-то деятельность не несет опасности для его здоровья, запрещать ее не стоит.

Если кратко, суть методики Монтессори – вырастить любознательного, самостоятельного и уверенного в себе ребенка. Именно такой смысл видела в ней сама Мария Монтессори.