Что такое Stem образование
Содержание:
- Как расшифровывается стэм образование?
- Что входит в стем образование?
- С какого возраста можно заняться steam образованием?
- Что такое STEM-подход и стем технологии?
- Советы родителям по применению стем-технологий дома
- Итог
Российское образование считает одним из приоритетных направления – формирование функциональной грамотности обучающихся. Это означает, что те знания и умения, которые приобретаются на уроках, должны помочь детям легче адаптироваться в обществе. Основной принцип – практикоориентированность формируемых компетенций, особо важны умения применять полученные знания в жизни, значит, цели и задачи должны быть метапредметными.
Сегодня промышленности нужны люди с инженерным мышлением, с гибкими навыками и способностью развиваться и учиться всю жизнь.
Традиционный советский и российский образовательный процесс включает предметное обучение. Изучая отдельные дисциплины, математику, физику, историю, географию и другие, дети зачастую не могут применить знания, полученные на одних уроках, не говоря уже о применении в жизни, не опираются на эти знания и на уроках по другим предметам. Знания разрозненные, обрывочные. Существует разрыв между теорией и практикой. В итоге обучающиеся плохо решают задачи, требующие междисциплинарного подхода. Психологи утверждают, что материалы из учебников воспринимаются хуже, если ребенок не улавливает связь с реальной жизнью и собственным опытом.
Решить ряд задач функциональной грамотности и при этом строить образовательный процесс привлекательным, современным и интересным для обучающихся помогает прогрессивное направление STEM-образование.
Как расшифровывается стэм образование?
Впервые абрревиатура STEM появилась в 2001 году, была предложена учеными Национального научного фонда США. Состоит из первых букв четырех английских слов: наука (Science), технология (Technology), инженерия (Engineering), математика (Mathematics).
Сейчас можно встретить как понятие «stem», так и «steam». Буква А появилась позже, обозначает слово «искусство» (Аrt). Когда стало понятно, что технический прогресс невозможен без эстетической составляющей.
Что входит в стем образование?
Основу стем образования составляют метапредметные знания. Создаются специальные условия, которые помогают ребенку не просто использовать полученную информацию на практике, но и проверить их правдивость.
Steam образование включает:
-
Естественнонаучную грамотность: законы природы, мира, естественной среды, с которыми обучающиеся могут сталкиваться ежедневно.
-
Инженерию: учатся улучшать окружающую среду, экспериментируют, работают с различными ресурсами, материалами.
-
Математику: развивается логика, точность, умение использовать алгоритмы.
-
Технологию: дети учатся применять знания на практике.
-
Искусство: эстетика, красота нужны во всем, связь с гуманитарными дисциплинами, историей, литературой, обществознанием помогают детям понять различные социальные и исторические события, развиваются коммуникативные компетенции.
Робототехника явилась той областью, которая наиболее удачно пересекает практически все составляющие stem образования. Робототехника – высокотехнологичная и экономически обусловленная отрасль, провоцирующая обучающихся к конструированию, значит, и к инженерному мышлению. Это привело к активному использованию в стэм-образовании активному использованию учителями и воспитателя различных наборов для конструирования и программирования роботов.
Stem образование – это синтез учебных дисциплин, изучаются не по отдельности, а вместе. Все задачи при этом являются прикладными. Включаются проектные, исследовательские, лабораторные работы, опыты, эксперименты. Это позволяет получать более глобальное и целостное понимание окружающего мира и себя в нем.
С какого возраста можно заняться steam образованием?
Вначале STEM, как и STEАM, рассматривались в контексте высшего профессионального образования. Но практическое применение возможно уже в дошкольном возрасте. Существуют адаптированные для всех возрастов подходы и технологии, оборудование и материалы.
Какие задачи ставит steаm образование?
Суть такого образования состоит в наглядности практическом их применении научных явлений, помогающих осознать существующие закономерности.
В дошкольном образовании STEM-образование основными задачами ставит:
-
стимулирование развития умственных способностей, интеллекта;
-
развитие пространственного воображения;
-
развитие логики;
-
формирование предпосылок математической грамотности: навыков счета, простейших измерений, построения сериационных рядов, ритма и др.;
-
развитие умения принимать мнение других детей и строить взаимодействие для решения общих задач;
-
формирование предпосылок естественнонаучной компетенции;
-
формирование активной личности и подготовка к обучению в школе.
В начальном общем образовании
Steam образование в начальной школе может стать дополнением к основной общеобразовательной программе начального общего образования. Обучение строится не по отдельным предметам, а по темам. Каждая тема объединяет ряд учебных дисциплин, связывает метапредметными знаниями.
Задачи:
-
обучение применению научно-технических знаний в реальной жизни;
-
формирование математической, естественнонаучной, читательской грамотности и глобальных компетенций, развитие интереса к техническим дисциплинам;
-
формирование умений сотрудничества и активной коммуникации при командных работах;
-
формирование проектного и критического мышления для разрешения возникающих проблем;
-
ранняя профессиональная ориентация;
-
формирование положительной мотивации к обучению и уверенности в своих силах.
В основном и среднем общем образовании
Основная цель – ориентация на выбор будущей профессии на основании интересов, способностей детей и актуального спроса на рынке труда. Перед педагогами ставится задача выстроить понятные для обучающихся связи между учебными дисциплинами, включая решение практических задач на формирование функциональной грамотности, то есть учить для жизни, а не ради знаний.
Задачи включают:
-
формирование функциональной грамотности;
-
выявление и развитие способностей и интересов обучающихся;
-
формирование критического, проектного, исследовательского мышления;
-
формирование коммуникативных способностей, умения взаимодействовать и сотрудничать, работать в команде, в том числе в разновозрастной;
-
формирование активного научного словаря, дающего возможность правильно формулировать гипотезы, описывать ход экспериментов и исследований, прогнозировать и правильно интерпретировать полученные результаты;
-
осознание важности математики и информатики на всей протяженности жизни человека, умение использовать математические методы в реальной жизни;
-
формирование инженерного мышления, понимания принципов и основ работы машин и механизмов, технологических процессов;
-
подготовка к выпускным экзаменам и поступлению в профессиональные образовательные организации, вузы и сузы.
Обучающиеся получают возможность участия в социально значимой трудовой деятельности, приобрести практический опыт применения своих знаний и достижений науки. Все это происходит в рамках проектной формы организации обучения.
Обучающие лучше ориентируются в мире профессий, у них формируется устойчивый познавательный интерес к профессиям и их особенностям.
В высшем профессиональном образовании
К стеам-специальностям относят все инженерные, большинство технических, научных специальностей. Обучение в высших образовательных организациях данным профессиям схоже с парадигмой подготовки технических специалистов в советских вузах. Акцент делается на индивидуализацию образования, повышение доли практических, лабораторных, проектных и исследовательских занятий. Формы обучения включают так же парные, подгрупповые и групповые. Выпускники вузов, где организована подготовка STEM, более востребованы на рынке труда. Конкурс среди абитуриентов на данные специальности всегда выше по сравнению с другими.
Что такое STEM-подход и стем технологии?
STEM-подход предполагает обязательную командную работу обучающихся. Навыки сотрудничества, коммуникации для решения общих задач и проблем важны в soft skill, необходимы для успешности в профессии в будущем.
Проектная работа – обязательное условие STEM-подхода. Проекты составлены таким образом, что в ходе их реализации одна тема за другой обучающиеся исследуют и изучают одновременно несколько учебных дисциплин. Это дает возможность осознать метапредметные связи и получить целостные глобальные компетенции. Формируются межпредметные связи, что учит детей находить взаимосвязи, устанавливать закономерности в процессах и явлениях мира.
Практическое применение полученных знаний и умений – основной принцип STEM-подхода.
STEM-технологии – это комплексное обучение, привлечение обучающихся к инженерному делу и роботостроению.
В Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» много внимания уделяется техническому образованию, открываются детские кванториумы, фаблабы при вузах, образовательные центры «Точка роста» при школах, профильные инженерные классы, оборудованные комплектами по робототехнике. Наборы LEGO Education , наиболее часто применяемые, предусмотрены для каждого возраста от 4 до 16 лет, применяются в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании и в домашних условиях.
Советы родителям по применению стем-технологий дома
Для занятий с ребенком в домашних условиях разработаны и продаются наборы по химии, биологии, физике, робототехнике. Наборы оснащены сопроводительными материалы с описанием возможных сценариев опытов и исследовательской работы, техники безопасности при работе, рекомендаций.
Специальные наборы для научно-исследовательской деятельности в домашних условиях нужно приобретать с учетом:
-
интересов ребенка;
-
его возраста:
-
его половой принадлежности;
-
возможности родителей в сопровождении работы с наборами.
ИТОГ
Стем, как и стеам-образование, формирует у обучающихся, работающих в команде над проектом, и гуманитарный, и технический склад ума, готовит их для успешной адаптации ко взрослой жизни. Это направление является популярным, эффективным и перспективным.